В ноябрьские праздники 1934 года в нашей стране произошло событие, которое навсегда вошло в историю российского кино: на экраны вышел фильм «Чапаев». В этом году легендарной картине исполняется 90 лет.
Этот шедевр советского и мирового кинематографа собрал все возможные призы, включая Сталинскую премию I степени, первую премию I Московского кинофестиваля, гран-при Всемирной Парижской выставки и бронзовую медаль VII кинофестиваля в Венеции. По итогам опроса киноведов в 1978 году «Чапаев» вошел в 100 лучших фильмов мирового кинематографа.
Выход «Чапаева» на широкие экраны произвел ошеломительный эффект — фильм моментально обрел безумную популярность, которая и не снилась современным блокбастерам. На премьерном показе после финальной сцены люди не стали покидать зал, который при этом буквально погрузился в тишину. Вмешаться в итоге пришлось директору кинотеатра:
— Товарищи, это все, — объявил он.
Зрители пересматривали «Чапаева» по нескольку раз — на каждом показе были аншлаги. За первый год проката фильм увидели свыше 30 миллионов советских граждан.
Главные герои фильма стали героями отечественного фольклора. А фразы «Чапай думать будет», «Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне», «Александр Македонский тоже был великий полководец, а зачем же табуретки ломать», «Белые пришли — грабють, красные пришли — тоже грабють. Ну куды крестьянину податься?», «Митька, брат, умирает — ухи просит» стали частью культурного кода.
По официальной версии, Чапаев погиб 5 сентября 1919 года около города Лбищенска (ныне село Чапаев Западно-Казахстанской области Казахстана). Обстоятельства гибели комдива описываются по-разному. Согласно данным проведённого по горячим следам расследования, раненый Чапаев утонул, пытаясь переплыть реку Урал. Эта версия была принята как официальная и стала широко известной благодаря фильму «Чапаев». Однако, по другим данным, смертельно раненный комдив был переправлен бойцами через реку на плоту, скончался при переправе и был похоронен где-то на левом берегу. Могила была утеряна.
Тысячи советских детей и подростков пребывали в твердом убеждении, что на самом деле где-то существует другая версия фильма, в которой Василий Иванович переплывает Урал и остается жив. Отчасти этим детским надеждам суждено было сбыться в конце июля 1941 года, когда на экраны вышел своего рода сиквел «Чапаева» — 5-минутная агитационная короткометражка «Чапаев с нами«. В этом фильме Василий Иванович в исполнении все того же Бабочкина действительно выплывает, отряхивается, и, узнав, что «немец снова полез», командует «По коням!» и произносит зажигательную речь.
Говорят, что в годы войны фильм «Чапаев» являлся своего рода тестом (экспресс-проверкой) на «свой-чужой». Перед вызывающим подозрения человеком (уж не немецкий ли шпион?) вываливали чугунок картошки и озадачивали вопросом: «Отряд следует походным порядком. Где должен быть командир?» Любой иной ответ, кроме как «Впереди, на лихом коне», однозначно свидетельствовал о том, что человек – «не НАШ».
Образ и подвиги легендарного комдива воодушевляли людей и во время Великой Отечественной войны. «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева», – гласил плакат 1941 года.
В том же 1941 году в Ленинграде вышла в свет книга Владимира Лебедева «Как Василий Иванович Чапаев дрался с немцами», , электронная копия которой недавно пополнила фонд Президентской библиотеки.
Выведенный в книге Лебедева образ Чапаева – несгибаемого под напором судьбы и обстоятельств, никогда не унывающего русского солдата – поднимал настроение и силу духа советских бойцов, вселял в них уверенность.
О поразительном бесстрашии Чапаева свидетельствует история, как он расправился с вражеским миномётом, за что и был награжден третьим «Георгием». А потребовалось ему для этого только одно: чтобы гармонисты «завели игру повеселее». Когда гармонисты «грянули», Чапаев поднялся на бруствер и… пустился в пляс.
«Давно уже известен он был как лихой плясун, а тут доподлинно самого себя превзошёл, – рассказывал Лебедев. – Все рты разинули – и свои солдаты, и немцы по ту сторону. С ума что ли сошёл человек? Открыто, между боевыми линиями идёт и танцует. Что за наваждение! А Чапаев знай себе ногами чудеса разные вытворяет. То дробь чечёточную запустит, то присядку завернёт, то гоголем пройдётся… Движется вперёд Чапаев, движется. Немцы остолбенели от удивления, как зачарованные смотрят на него враги. Не решаются выстрелить… И вдруг перестал плясун плясать, превратился он снова в грозного, беспощадного стального солдата. Одну за другой метнул две гранаты в окоп противника, как раз в то место, где немецкий миномет находился…»
Имевший небывалый, прямо-таки ошеломляющий успех при своем выпуске, «Чапаев» выдержал испытания временем, он снова и снова возвращается на кинематографический и телевизионный экраны, вызывая восторги, иногда полемику и всегда — признание того, что это произведение — классика отечественного искусства. Фильм фактически выходил дважды: был завершен и показан в 1934 году и восстановлен и вновь пущен в прокат в 1963 году (некоторые источники указывают 1968 год).
Сейчас «Чапаева» снова отреставрировали — к 90-летию картины специалисты Госфильмофонда РФ подготовили цифровую версию фильма. Его планируют показывать в Киноцентре «Ленфильма» — киностудии, на которой в 1930-е и была рождена эта легенда.
По материалам Президентской библиотеки
подготовила Е. Алисова
Оставить комментарий