2024 годНовости

Даты и события: ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЖУРНАЛ (К 125-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА «ОГОНЁК»)

21 декабря 1899 года в свет вышел первый номер российского журнала «Огонёк» как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Санкт-Петербурге крупный издатель Станислав Максимилианович Проппер. Журнал «Огонек» — еженедельное «Иллюстрированное обозрение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств». С 1902 г. в силу популярности он стал выходить отдельным изданием, ...

21 декабря 1899 года в свет вышел первый номер российского журнала «Огонёк» как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Санкт-Петербурге крупный издатель Станислав Максимилианович Проппер.

Журнал «Огонек» — еженедельное «Иллюстрированное обозрение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств».

С 1902 г. в силу популярности он стал выходить отдельным изданием, но с подзаголовком о принадлежности к газете. В номерах с 1908 г. подзаголовок был снят, издание получило статус художественно-литературного журнала, в котором резко возрос объем иллюстративного материала, переводной и отечественной беллетристики.

Популярность журнала стремительно росла, его тираж достигал 120 тысяч экземпляров. В начале 1900-х годов «Огонёк» выходил на 8 страницах. В журнале публиковались новости науки, литературы, искусства и общественно-политической жизни. На первое место был выдвинут принцип злободневности. Журнал рассказывал о художественных выставках, произведениях искусства, театральных постановках, об открытиях и изобретениях.

Почти треть каждого выпуска занимали фотоколлажи и фотозаметки. Кроме фотографических снимков в «Огоньке» помещались оригинальные рисунки художников-корреспондентов. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. в журнале освещались военные события (в частности, последние дни обороны Порт-Артура) (Огонёк. 1905. № 1), публиковались портреты отличившихся в боях, а также раненых и погибших российских военных.

В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. публиковались фотографии награждённых и раненых участников боевых действий, фоторепортажи.

С 1908 года он стал выходить уже на 20 страницах. Отдельное место было отведено политической и общественной сатире, карикатурам. Пользовались популярностью сатирические очерки. В журнале публиковались шарады, шахматные задачи и другие головоломки. Редакция создала тип тонкого иллюстрированного литературно-художественного журнала, по своей оригинальности и дешевизне не имевшего аналогов среди других еженедельников Российской империи.

В 1915 г. «Огонек» стал первым в стране изданием по тиражу, количеству корреспондентов, поставлявших материалы (в том числе фотокорреспондентов на каждом театре военных действий), и по «количеству, и по богатству своего иллюстративного материала» (Огонёк. 1915. № 4). Журнал выходил еженедельно по 48–52 номера в год.

Если событиям революции 1905–1907 гг. в журнале внимания не уделили, то Февральская и Октябрьская революции 1917 г. нашли отражение на страницах «Огонька». Так, в мартовском номере был размещён фоторепортаж «В дни Великой революции перед Таврическим дворцом», фотозаметка с портретами членов Временного исполнительного комитета Государственной думы, Временного правительства, Президиума Совета рабочих и солдатских депутатов (Огонёк. 1917. № 10).

В сентябрьском номере опубликована статья с фотоочерком о начале работы Временного совета Российской республики (Предпарламента) (Огонёк. 1917. № 41). В номере за 1918 г. – фотопортреты членов Совета народных комиссаров РСФСР (Огонек. 1918).

По-прежнему публиковались литературные рассказы и повести (в частности, драматурга П. П. Гнедича, писателя А. С. Грина, журналиста и путешественника В. И. Немировича-Данченко).

Журнал был закрыт 30 июня 1918 г. по постановлению народного комиссара по делам печати как «орган белогвардейцев и погромщиков, стремящихся удушить бедняков города и деревни костлявой рукой голода» за публикацию в № 17 рисунков с текстом, посвящённых вооружённому выступлению крестьян против деятельности продовольственных отрядов в Новгородской губернии (Огонёк 1918).

Издание журнала возобновилось 1 апреля 1923 года, благодаря стараниям советского журналиста и редактора Михаила Кольцова. В 1920-х гг. сложились структура, формат издания и принципы работы редакции: качественный литературный язык, разнообразие рубрик в каждом номере, фото и иллюстративный ряд. Объём одного номера варьировался от 16 до 20 страниц. Был отлажен процесс распространения, журнал рассылали как приложение к местным газетам, что обходилось подписчикам дешевле, чем при отдельной подписке на журнал, и способствовало увеличению тиража. В центре внимания публикаций был человек, новое отношение к труду, образование, новый досуг и праздники. Издание помещало материалы о клубах и кружках, «красных уголках», библиотеках и избах-читальнях, предназначенных для трудящихся. На страницах «Огонька» отражался процесс национализации музеев, дворцово-парковых комплексов, имений, организации политических и историко-бытовых выставок, создания новых экспозиций в музеях.

Визитной карточкой журнала стала фотопублицистика: она позволяла оперативно отображать те изменения, которые происходили в стране, и раскрывать социальный смысл событий. Еженедельник сформировал новый для советской печати жанр – фоторепортаж Первое поколение советских фотожурналистов выработало новый язык, «стилистику репортажной фотографии»

В 1925 г. вышла первая в СССР общедоступная книжная серия «Библиотека «Огонёк»», включавшая лучшие произведения советских и зарубежных писателей, поэтов. Первым приложением стала книга А. Лондра «Кайенна». Книжки выходили до 1991 г. 1 раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже в период Великой Отечественной войны.

Растущие масштабы издательской деятельности еженедельника привели к возникновению в феврале 1926 г. акционерного издательского общества «Огонёк».

Русский язык обязан «Огоньку» словом «викторина»: журнал не только открыл для читателей неведомую игру, но и придумал ей название.

Именно в «Огоньке» впервые в советской прессе появился кроссворд. Вот что писали в журнале: «Желая помочь читателю проверить свои словесные запасы, “Огонёк” вводит новую игру — “кроссворд”… Надеемся, что эта живая и полезная игра окажется весьма интересной».

25 июня 1941 г. в первом после начала Великой Отечественной войны номере журнала был помещён текст выступления по радио заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР и народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова (Огонёк 1941), фотоколлаж «Советский народ решил: уничтожить фашистских бандитов!»

Годы Великой Отечественной войны в жизни журнала, пожалуй, самые героические и трагические. «Огонек» продолжал выходить каждую неделю. На некачественной бумаге, иногда с расплывающимися фотографиями и шрифтом, журнал выполнял свои главные задачи: вовремя прийти к читателям на фронт, поднять боевой дух бойцов, поддержать трудящихся в тылу, рассказать правду о войне. Основными рубриками в годы войны были: «Дневник войны», «На фронтах и в тылу», «Дела и люди Советской страны», «Искусство», «Сатира и юмор», карикатуры, кроссворд. В честь победы в Великой Отечественной войне был выпущен специальный номер (Огонёк. 1945. № 20–21) с фоторепортажем о подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии, портретами представителей высшего командного состава Красной Армии и союзников СССР, фоторепортажем о праздновании в Москве.

В октябре 1948 г. журнал подвергся критике в постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению журнала «Огонек»». Редакции предписывалось улучшить ведение отдела художественной литературы, науки и техники, критики и библиографии, разнообразить оформление журнала, увеличив вес цветных фотографий (Культура и жизнь. 1948. № 30).

Цветная вкладка — еще одно изобретение «Огонька». Отмечая первую годовщину окончания Великой Отечественной войны, журнал опубликовал картину Аркадия Пластова «Сенокос» — своего рода образ мирной жизни (Огонек 1948 № 18). Позднее такие вкладки стали фирменным стилем «Огонька», их вешали на стены вместо картин.

К 1950-м гг. «Огонёк» превратился в 40-страничный журнал с цветной обложкой и цветными вкладками. Освещал жизнь народов СССР, знакомил с достижениями советской культуры, искусства, уделял внимание спорту и юмору. Значительное место журнал уделял рецензированию книг писателей и поэтов союзных республик. Активно знакомил читателей с русской классической и западной живописью, с произведениями советских художников. Как результат, в 1-й половине 1950-х гг. вдвое увеличился тираж. Редактором журнала стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились «фирменные» черты стиля журнала: портрет знаменитого человека на обложке, рассказ и стихи в каждом номере, иногда – детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные фотографии.

В апреле 1973 г. по случаю 50-летия со дня возобновления издания журнал «Огонёк» награждён орденом Ленина «за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся, освещению общественно-политической жизни советского народа» (2 апреля 1973 года). Изображение ордена было помещено на обложку журнала.

В период перестройки журнал во главе с В. А. Коротичем являлся одним из наиболее популярных в стране изданий, активно участвовавших в процессах демократизации общества, проводником политики гласности. В еженедельнике публиковались аналитические статьи, расследования деятельности государственных и политических фигур советской эпохи, часто рассматривались темы, связанные с национальным вопросом, Первой мировой войной, «холодной войной». Ключевой стала тема т. н. обновлённого социализма. Выходили материалы круглого стола «Больше социализма!». Преобладали аналитический, художественно-публицистический, информационный и наглядно-иллюстративный жанры. Новыми жанрами в период «перестройки» в «Огоньке» стали интервью и открытые письма.

Неотъемлемой частью журнала стали материалы на исторические темы, в том числе мемуары советских политических деятелей (Н. С. Хрущёва и др.). В рубрике «Хранить вечно» публиковались дневники и воспоминания представителей интеллигенции, подвергшихся репрессиям или давлению властей. В рубрике, которую вёл поэт Е. А. Евтушенко («Русская муза XX века»), печатали авторов, чьи произведения раньше были под запретом цензуры (И. А. Бродский, В. Н. Войнович, А. А. Галич, Н. А. Клюев, Н. Коржавин, О. Э. Мандельштам, В. Т. Шаламов и др.). На страницах еженедельника были напечатаны произведения И. Э. Бабеля, Е. И. Замятина, М. М. Зощенко, А. И. Солженицына, А. Т. Твардовского, И. Г. Эренбурга и др.

С журналом в разные годы сотрудничали: известные писатели В. П. Аксёнов, Д. Бедный, М. Горький, В. А. Солоухин, В. Б. Шкловский, поэт В. В. Маяковский, журналист Г. А. Боровик, театральный режиссёр С. В. Образцов, фотографы Д. Н. Бальтерманц, А. С. Шайхет, художники-карикатуристы Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов и др.

В 1991 г. перед новым главным редактором Л. Н. Гущиным встала задача реформировать еженедельник, приспособив его к рыночным условиям. В № 1 за 1992 г. главный редактор обратился к читателю с новой концепцией журнала, материалы которого должны стать «менее говорливыми, менее назидательными, …быть ярче, зрелищней» (Огонёк. 1992. № 1. С. 2). Редакция искала новую аудиторию и двигалась в направлении глянцевых изданий.

В начале 2000-х  руководство приступило к возвращению изданию традиционного облика и статуса общественно-политического журнала. С января по апрель 2004 г. осуществлялась программа по смене формата и выхода на более широкую аудиторию .

4 апреля 2005 г. издательский дом «ОВА‑Пресс», выпускавший «Огонёк», объявил о выходе журнала в новом формате. Журнал сохранил фирменный логотип, но изменились концепция, состав рубрик, дизайн, существенно были расширены иллюстративные возможности.

В 2009 г. вышло 32 выпуска журнала, т. к. издание было приостановлено на 4 месяца в связи с очередной сменой владельца. Новым собственником в марте стал издательский дом «Коммерсантъ». Основными стали рубрики «Неделя», «Россия и мир», «Общество», «После всего» (содержала информацию из разных областей знания, об интересных событиях, происходивших в стране и мире, новости из мира кулинарии и рецепты). Журнал увеличился в объёме до 64–80 полос, изменился формат (увеличен до размера А3).

21 декабря  2020 г. вышел последний печатный номер (№ 48–51), в котором было объявлено о закрытии печатной версии журнала и об увольнении сотрудников «в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры».  В январе 2021 г. на сайте издания были опубликованы два номера, после чего была закрыта электронная версия журнала.

Журнал «Огонёк» всегда был  зеркалом  времени,  динамичным  и быстрореагирующим  на перемены в обществе изданием. Трудно найти хотя бы одну семью в нашей стране, где бы не знали этого журнала, ставшего за столь долгий срок частью не только культуры, но и быта людей.

По материалам Национальной электронной библиотеки и Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина подготовила Елена АЛИСОВА.

  • На портале Президентской библиотеки представлены издания журнала «Огонёк» (издательства «Правда») за 1941 и 1945 годы: prlib.ru/section/11….
  • В электронном читальном зале Президентской библиотеки ЦГБ им. П. П. Бажова для ознакомления доступны выпуски журнала «Огонёк» с 1915 по 1947 год.

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.